спортивная команда и как повлиять на ее результаты

Спортивная команда как социальная группа. Как улучшить результаты?

Социальная группа – это как минимум три человека, связанных относительно постоянными социальными связями. Эти связи сформированы на основе общих потребностей, ценностей и интересов, содержание которых и определяет специфику и обособленность данной группы, отличают ее от других. У любой социальной группы есть ряд общих идей и интересов, которые участники осознают и которым подчиняются. Поэтому любая команда тоже может называться социальной группой. Однако спортивная команда, это немного больше, чем просто социальная группа. Составляющее ее небольшое количество людей обладает дополнительными более-менее общими навыками.

Качество и эффективность социальной группы

Сплоченность команды

Командная сплоченность — это сумма сил, которые влияют на то, чтобы участники оставались частью группы. Сплоченная спортивная команда более сосредоточена на достижении цели и победе. Часто говорят, что спортивная команда — это больше, чем сумма отдельных игроков, а сплоченность команды так же важна, как и способности ее участников. И наоборот — отсутствие согласованности и сплоченности в команде может привести к плохим результатам.

И исследования действительно показывают взаимосвязь между уровнем сплоченности команды и ее спортивными успехами. Однако, не совсем понятно, что от чего зависит. Не установлено является ли данная команда более успешной в спорте, потому что она сплоченная, или же ее сплоченность увеличивается после опыта совместной победы. 

спортивная команда и как повысить шансы на победу

Повышение сплоченности команды

Поскольку сплоченность команды так важна, не стоит ей пренебрегать. Ее надо научиться повышать. Создание сплоченной команды из множества людей является неотъемлемой частью работы тренера и спортивного психолога. 

Развития сплоченности по сути и есть построение команды. Существуют следующие принципы, которые положительно влияют на повышение сплоченности спортивной команды и как следствие ее результаты: 

  • каждый участник должен знать обязанности других членов группы; 
  • если вы тренер, познакомьтесь со всеми своими игроками и используйте эти знания для развития команды; 
  • необходимо развивать чувство гордости за подкоманды, которые формируют большую команду. Например, за линию обороны футбольной команды; 
  • участие всех игроков в принятии совместных решений; 
  • тренеру необходимо объяснить каждому члену команды его обязанности и убедить в его индивидуальной важности для общей цели;
  • разрешать членам команды разрешать споры; 
  • предотвращать образование иерархии внутри команды и избегать появления «козла отпущения», необходимо каждому предоставлять возможность действовать; 
  • использовать упражнения, показывающие всем участникам, насколько они зависимы друг от друга. 

Поведение команды

Влияние другой социальной группы

Эффект аудитории, которая тоже является социальной группой, оказывает влияние на работу команды. Этот эффект происходит, когда за нами наблюдают во время выполнения задания. Присутствие других людей и возможность оценивать наши действия создает напряжению у тех, за кем наблюдают. Они конечно лучше выполняют контролируемые задачи, но те задачи, которые еще не отработаны – хуже. 

Интересным наблюдением является то, что эффект от зрительного зала увеличивается пропорционально количеству зрителей. Анализ количества болельщиков, присутствующих во время футбольных матчей, показал, что хозяева поля набрали гораздо больше очков, когда на трибунах сидели большие толпы. 

спортивная команда и от чего зависит успех

Лидер

Всегда нужен лидер

Может произойти и другое явление, на этот раз отрицательное, а именно социальное безделье.

Феномен социального бездействия может возникнуть, если в команде не хватает человека, который задает темп и ритм работы. Такой человек обычно играет роль главного, который назначает задачи и решает их. А при отсутствии такого лидера из команды формируется свободная группа, меньшая или большая часть которой не знает, что и как делать. Таким образом, они делают что угодно, случайно и без особого обязательства, или «привязываются» к тому, что делают другие, и просто делают вид, что что-то делают. Такие участники делают меньше, чем могут. Меньше, чем с делали бы работая индивидуально или под руководством. 

Роль и виды лидерства

Спортивный исход очень часто зависит от лидерских качеств человека, задающего темп работы. Его лидерство можно определить как «оказание влияния на координацию и управление деятельностью группы для достижения конкретной цели». Лидерство может быть формальным (капитан команды, тренер) или неформальным.

Стили лидерства — это модели поведения, которые лидеры используют для руководства и влияния на участников.  Различают несколько классических стилей: автократический, демократический и либеральный, а также стиль поощрения и помощи.

Во время первых попыток определить проблемы лидера, психологи только убедились в том, что для такого «звания» необходимо обладать определенными качествами. Было выявлено восемь качеств, связанных с эффективным лидерством: стремление (амбиции и настойчивость), честность, мотивация руководить другими, уверенность в себе, интеллект, знание групповых целей, креативность (воображение и оригинальность) и гибкость. 

При этом лидеры не обязательно должны быть исключительными людьми с точки зрения выдающегося интеллекта.

Коллективное мышление

спортивная команд и что влияет на ее результаты

Социальное групповое мышление — это еще один эффект социального воздействия.
Обычно считается, что групповое мышление дает лучшие результаты. Предполагается, что накопленные знания и опыт каждого в совокупности предотвращают ошибки и приводят к оптимальному решению проблемы. Творческий личный вклад каждого позволяя трезво и многосторонне оценивать ситуацию и принимать правильное решение.

Однако очень часто оказывается, что интеллект группы не превышает интеллект ее отдельных членов. Так команда поддается иллюзии в отношении своей непогрешимости и интеллектуального превосходства. Причем иллюзия тем сильнее, чем выше социальный статус каждого участника.

Групповое мышление способствует возникновению дефектных решений и кризисов, поскольку позволяет группе видеть и слышать только то, что они хотят. Информация, несовместимая с мнением группы, игнорируется, особенно если она поступает извне. Группа не ищет и не учитывает новые возможности, что приводит к неоправданному оптимизму и, как следствие, к неудаче. 

Спортивная команда как социальная группа достаточно интересный объект для психологов. Социальное поведение команды, как внутри нее, так и внешнее в значительной степени определяет ее успех. Такое поведение в свою очередь определяется в том числе влиянием других социальных групп. Поэтому тренера и спортивные психологи должны знать о нем.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code